«Весной 1888 года… мы поехали в Рязань, сели на пароход и пустились вниз по Оке. Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились… Наконец, добрались до Плеса. Он нас сразу обворожил, и мы решили остановиться», — писала в своих воспоминаниях Софья Кувшинникова, художница, подруга, возлюбленная, ученица и спутница Исаака Левитана в его поисках идеального дачного места, где можно было писать и отдыхать летом от московской суеты. Как и сейчас, Плес был тихим, захолустным городком, ежегодно принимавшим московских «дачников». Приплывали на пароходах — железной дороги в Плёсе как не было, так и нет. Левитан с Кувшинниковой сняли в Плесе дом, где жили по полгода, уезжая на последнем октябрьском пароходе. За три лета пребывания в городе на Волге Левитан создал пятую часть своего творческого наследия, а это почти 200 картин. В их числе самые знаменитые работы художника: «После дождя. Плес», «Березовая роща», «Вечер. Золотой плес» и «Свежий ветер. Волга». Выражение «левитановский Плес» давно превратилось в устойчивое клише, однако всё не так однозначно. Если подумать — сразу и не скажешь, кто кого открыл: Левитан ли открыл Плес миру или же Плес открыл художника. О том, что Плес — место особое, живописцы знали и до Левитана. Здесь работали Коровин, Маковский, Савицкий, Васильев, Аладжалов, Бакшеев, Корин — а еще раньше, в 1838 году, братья Чернецовы составляли здесь монументальную панораму берегов Волги. Но именно для Левитана три лета в Плёсе стали прорывом к зрелому, сформировавшемуся периоду творчества. А плёсские работы Левитана в корне изменили отношение других живописцев к русской природе, которую доселе многие считали невзрачной. В Плесе было — и есть — то настроение, которое включает в художниках внутренний свет. Этот свет не погас до сих пор.
Адрес: Ивановская обл., Плес, набережная Волги, ул. Луначарского, возле д. 20 (Музей пейзажа)
Дата открытия: 2010 г.